ХОМОВОЕ ПЕНИЕ


ХОМОВОЕ ПЕНИЕ
(или раздельноречное), хомония, характеризует собою в истории русского церковного пения эпоху от 16-го до 18-го века, когда текст певчих книг писался и исполнялся исключительно с заменою древнеславянских глухих звуков ъ и ь посредством о и е и с совершенным отсутствием звука й. Название происходит от часто встречаемого в церковном тексте окончания "хом" которое произносилось "хомо", напр. согрешихомо, беззаконновахомо, и т.п. Необходимость замены глухих звуков полными гласными в пении вытекала для певцов 15–16-го веков из того, что древнейшие певчие книги 11-го, 12-го в. имели над ъ и ь нотные знаки. Замена ъ и ь гласными сохраняла неизменным древний напев, напр., слово "днесь", древнеславянское "дьньсь", с нотными знаками на трех слогах пелось как "денесе". Как исполнялись в пении глухие звуки в 11–12-м веках (период старого истинноречия) – неизвестно. Но с 16-го в. все певчие церковные книги были раздельноречны. Вследствие этого текст был изменен до неузнаваемости; во многих случаях он терял всякий смысл, тем более, что в исполнении слоговые ударения исчезали без следа. Однако певцы твердо стояли за х. п., обеспечивавшее для них целость древней мелодии, и "берегли крюки знаменны", не видя кроме хомонии никакого другого исхода. Исправление текста "на речь", т.е. по произношению текста при чтении, совершилось только в конце 17-го в. по постановлению собора 1667; блюстители старых обрядов (беспоповцы) и до сих пор поют по хомовому тексту. – От 17-го в. сохранилось несколько сочинений против х. п.; более известно Сказание инока Евфросина (Ркп. Имп. Публ. Б-ки, Б-ки М. Синод. Уч-ща и др.). (П).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ХОМОВОЕ ПЕНИЕ" в других словарях:

  • ХОМОВОЕ ПЕНИЕ — (хомония) раздельноречие, система произнесения и пропевания текста в древнерусском певческом искусстве (15 сер. 17 в.), при которой буквы ъ и ь, обозначавшие редуцированные звуки (еры), были заменены буквами о и е (гласными полного образования;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хомовое пение — Хомовое (раздельноречное) пение  русское церковное пение. В хомовом пении используется так называемое раздельноречие (хомония), когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных …   Википедия

  • хомовое пение — (хомония), раздельноречие, система произнесения и пропевания текста в древнерусском певческом искусстве (XV  середина XVII вв.), при которой буквы ъ и ь, обозначавшие редуцированные звуки (еры), были заменены буквами о и е (гласными полного… …   Энциклопедический словарь

  • Хомовое пение — Хомония см. Россия, музыка. У старообрядцев поповцев удержалось истинно речное, а у беспоповцев хомовое. Из за X. пения у беспоповцев происходили и теперь происходят разные толки, несогласия; одни из них защищают и заводят истинно речное пение, а …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хомовое пение —         рус. церк. пение, в к ром применяется раздельноречие, или хомония, произнесение слов с введением между согласными и после заключит. согласной дополнительных гласных. Получило распространение с кон. 15 в. Существуют разл. точки зрения на… …   Музыкальная энциклопедия

  • Хомовое пение —         хомония, раздельноречие, система произнесения текста в рус. церковном пении. Возникла в 15 в. Её особенность произношение слов с включением между согласными и после заключительного согласного отсутствующих в данных словах гласных.… …   Большая советская энциклопедия

  • ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ — Рус. периодические издания кон. XIX нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению. «Музыка и пение» Ежемесячный ж., публиковавший ноты для одноголосного и хорового пения, фортепиано и др. инструментов и статьи о музыке.… …   Православная энциклопедия

  • Старообрядчество — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет …   Википедия

  • Русская музыка —         Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Ртищев, Феодор Большой Михайлович — окольничий, "милостивый муж"; род. в апреле 1626 г., ум. 21 го июня 1673 г.; сын Михаила Алексеевича Ртищева, Лихвинского городового дворянина, и жены его Иулиании Феодоровны, урожденной Потемкиной. Детство Ф. М. Р. протекло, по всему… …   Большая биографическая энциклопедия